Category :

Обучение и развитие/L&D/T&D

,

Управление персоналом/HR

Posted On :

Share This :

Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы – обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места.

Методы обучения на рабочем месте

Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются:
1. Метод усложняющих заданий
2. Смена рабочего места (ротация)
3. Направленное приобретение опыта
4. Производственный инструктаж
5. Использование работников в качестве ассистентов
6. Метод делегирования (передачи) части функций и ответственности.
Рассмотрим некоторые из них. Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентированном на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося. Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.
Ротация представляет собой метод самостоятельного профессионального обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте.
Вместе с названными достоинствами ротация обладает одним серьезным недостатком, который необходимо учитывать при планировании получения профессионального образования, – высокими издержками, связанными с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую.
Ученичество и наставничество (“коучинг”) являются традиционными методами профессионального обучения. Данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху.
Получение профессионального обучения на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. В то же время такой вид получения профессионального обучения часто бывает слишком специальным для развития потенциала сотрудника, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций, поскольку не дает ему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места.

Обучение вне рабочего места

Обучение вне рабочего места является эффективным средством быстрой передачи нужной информации об изучаемом предмете большим группам людей. Обучение вне рабочего места зачастую более эффективно, но требует дополнительные финансовые затраты и отвлечением работников от служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы. Методы внеорганизационного обучения целесообразно применять для изучения фактического материала, концепций, принципов и теорий.

Существует несколько способов, используемых при обучении вне рабочего места:

  • лекции;
  • изучение конкретных ситуаций (кейс) – анализ реальных или гипотетических ситуаций с выработкой путей и способов ее решения;
  • тренинг – моделирование реальных ситуаций с целью получения практических навыков, необходимых в повседневной работе;
  • проведение игр – обучение сотрудников через проигрывание назначенных ролей;
  • обучение с использованием компьютерных программ;
  • деловые игры – моделирование взаимодействия организации с окружающей средой
  • Разбор конкретных производственных ситуаций
  • Проведение конференций и семинаров
  • Формирование групп по обмену опытом
  • Создание кружков качества и другое.